Организация, зарегистрированная в г. Минске, осуществляет импорт на территорию Республики Беларусь продуктов питания. Реализация осуществляется крупными партиями на территории Республики Беларусь. В целях увеличения объемов реализации в каждом областном центре открыты склады для хранения и отпуска товаров. Склады не являются юридическими лицами и не выделены на самостоятельный баланс, отдельных банковских счетов не имеют. В качестве складских работников по трудовым договорам привлечены лица, проживающие в населенных пунктах по месту нахождения складов. Куда следует перечислять подоходный налог с доходов указанных складских работников?

Ответ: Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками

- от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь - для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст. 17 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) (далее - налоговые резиденты Республики Беларусь);

- от источников в Республике Беларусь - для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

Такая норма предусмотрена п. 1 ст. 153 НК.

В целях исчисления подоходного налога местом основной работы признается наниматель, которому в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которого ведется трудовая книжка работника, а также организации, которыми в соответствии с законодательством осуществляются обязательное привлечение к труду или трудовая терапия (реабилитация) физических лиц.

Документом, определяющим порядок перечисления подоходного налога в бюджет для юридических лиц и их обособленных подразделений, является Инструкция о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2012 году, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.01.2012 N 5 (далее - Инструкция N 5).

Пунктом 27 Инструкции N 5 предусмотрено, что суммы подоходного налога с физических лиц, исчисленные и удержанные в соответствии с законодательством налоговыми агентами - юридическими лицами и их филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями (обособленные подразделения), имеющими отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам данных обособленных подразделений, подлежат перечислению в соответствующий местный бюджет по месту постановки указанных юридических лиц и обособленных подразделений на учет в налоговых органах.

Следовательно, при наличии у юридических лиц филиалов, представительств, иных обособленных подразделений, указанных в п. 3 ст. 13 НК (т.е. имеющих отдельный баланс и банковский счет), подоходный налог должен быть перечислен в соответствующий местный бюджет по месту постановки указанных юридических лиц и обособленных подразделений на учет в налоговых органах.

В соответствии с ч. 2 п. 27 Инструкции N 5 юридические лица и обособленные подразделения, у которых в пределах области и (или) за пределами области (г. Минска) имеются подразделения, не состоящие на учете в налоговых органах (далее - подразделения), перечисляют исчисленные и удержанные с доходов физических лиц в соответствии с законодательством суммы подоходного налога в соответствующий местный бюджет как по месту своей постановки на учет в налоговых органах, так и по месту нахождения таких подразделений, выделенных в качестве таковых в штатном расписании и (или) иных документах, регламентирующих структуру организации. При этом по месту нахождения подразделений перечисляются суммы подоходного налога, фактически удержанные с доходов физических лиц, работающих в этих подразделениях.

Таким образом, уплату подоходного налога, исчисленного и удержанного с доходов работников офиса, расположенного в г. Минске, организация производит в бюджет г. Минска, а с доходов складских работников - в бюджет по месту нахождения складских помещений.

 

С принятием Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее Инструкция № 26), допускается ли установление в учетной политике организации дополнительных условий признания активов основными средствами, в том числе стоимостного критерия?

Условия признания, при одновременном выполнении которых активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, установлены в пункте 4 Инструкции № 26. Инструкция № 26 не применяется в отношении запасов. Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах установлен в Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее Инструкция № 133). Инструкция №133 не применяется в отношении инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, оснастки и приспособлений, которые в соответствии с учетной политикой организации относятся к основным средствам. Учитывая изложенное, инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления к бухгалтерскому учету могут быть приняты как запасы, так и как основные средства. При невозможности разграничения указанных объектов между запасами и основными средствами исходя из условий признания, приведенных в Инструкции № 26 и Инструкции №133, могут быть установлены дополнительные условия признания, в том числе стоимостной критерий, в учетной политике организации. Дополнительные условия признания могут быть установлены также в отношении отдельных видов оборудования и устройств, имеющих срок службы более года и используемых в деятельности организации для управленческих, хозяйственных нужд (калькуляторы, телефонные и факсимильные аппараты, модемы, принтеры, сканеры, счетчики и другие). Решение об отнесении указанных активов к основным средствам или запасам принимается организацией самостоятельно исходя из специфики осуществляемой ею деятельности.

 

Допускается ли внесение в накладные ТТН-1 и ТН-2 дополнительной информации, в том числе отдельных реквизитов, граф и строк не предусмотренных типовыми формами? (например информацию о цели приобретения товара, времени работы магазина, о налоге с продаж, сорт, размер, артикул, цвет, масса брутто или нетто и т.д.)

В соответствие с пунктом 9 Инструкции N192, в накладные ТТН-1 и ТН-2 и в приложения к ним допускается вносить дополнительную информацию, необходимую организациям. Место указания дополнительной информации определяется организациями самостоятельно, при этом она не должна препятствовать прочтению иных записей. Кроме того, согласно статье 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 «О бухгалтерском учете и отчетности» в зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты. Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами, в формы накладных ТТН-1 и ТН-2 и приложения к ним допускается вносить любые дополнительные реквизиты и информацию по усмотрению организации.

 

end faq